Знакомясь с перепиской людей, давно ушедших, всегда пытаешься представить их себе. Ведь минули десятилетия, а в письмах как бы бьется пульс того давнего времени, и рассказано о событиях по самым горячим следам, с репортажной точностью очевидца. В письмах «день пришпилен», как выразился однажды М. Пришвин.
Ниже публикуется переписка архиепископа Мелетия и Петра Григорьевича Хорева. О первом известно немало. Все-таки глава церкви. О втором ничего, кроме места жительства – хутор Вислый и возраста – 25 лет. Когда завязалась эта переписка, архиепископу Мелетию было около семидесяти лет. Письма эти – своеобразный диалог разных поколений старообрядцев. Но интересны они не только тем, что приоткрывают особенность характера архиепископа Мелетия: глава Церкви, миллионного старообрядчества, загруженный сложнейшими делами вдруг начинает переписываться с каким-то юнцом, которого поначалу и за старообрядца не принял, советовать ему книги... Дело в том еще, что в своем собеседнике он увидел человека, нежелающего идти вслед за безбожным веком и принять его разрушающие душу «ценности»; в письмах Хорева пронзительно звучало и звучит стремление остаться во что бы то ни стало самим собой, со своей верой – в его 25 лет. За письмами, что приходили к пожилому архиепископу из хутора Вислый, стоял вполне самостоятельный человек с утвердившимся характером, жаждущий веры в то время, когда кругом закрывались храмы и над верующими смеялись.
Может быть, в этой переписке окажется что-то интересное для сегодняшней старообрядческой молодежи. Все-таки один из авторов вполне вписывается в те возрастные рамки, которые, по крайней мере, в наши дни, позволяют отнести человека к той группе, которую принято называть молодежью. Да и в самом деле, разве не заслуживает симпатии, разве не привлекает в Хореве такая черта, как его стремление бороться против безбожия в меру своих возможностей, понимаемое как нравственный императив, как долг, и сквозящее в безыскусном стиле его письма... Впрочем, письма расскажут об этом старообрядце лучше.
В заключение остается сказать, что сведений о дальнейшей судьбе Хорева пока выявить не удалось. Письма архиепископа Мелетия публикуются по их машинописным копиям с исправлением опечаток. Письма П.Г. Хорева – по автографам (из них лишь одно письмо написано чернилами, остальные – карандашом), с небольшими сокращениями, не искажающими смысл писем и необходимыми только для облегчения чтения, с исправлением орфографических ошибок, описок. В некоторых запутанных местах применена для облегчения понимания и чтения стилистическая правка. Публикация ориентирована на современную орфографию и пунктуацию. Письма хранятся в архиве митрополии РПСЦ (Переписка архиепископа Мелетия и П.Г. Хорева (хутор Вислый). – 1929 г. – Л. 1-11об.).